Историческая справка

145 лет
Институту судебных приставов России

1865 год- это начало реализации судебной реформы Российской империи, дата образования Российского института судебных приставов.


История создания службы судебных приставов (ССП) России начинается с глубокой древности, однако 145 лет назад в ходе судебной реформы при императоре Александре II, Институт судебных приставов получил официальный статус. Однако, первое упоминание о представителях этой профессии в документах Государства Московского датировано 1497 годом.

За пятьсот с лишним лет много воды утекло – служба менялась, но в числе ее задач всегда было главное – исполнение судебных решений. Любопытно, к примеру, во времена императора Александра II, приставов избирали представители судов и обер-прокуроры. Одним из обязательных условий для вступления пристава в должность являлось внесение им денежного залога, который рассматривался как необходимый резерв для погашения ущерба в случае неправомерных действий исполнителя.

Уже в 16 веке согласно Псковской чудной грамоте решения князя и его окружения исполняли подвойские приставы и княжеские слуги.

12 декабря 1717 года указом Петра I была образована Юстиц-коллегия. В нее вошел Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц Российского Государства.

В 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоанновны, приказы были преобразованы в департаменты.

В 1782 году Екатерина II отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а в 1786 году урядники были разделены на полицейских приставов, исполняющих решения суда, и становых приставов (охранников).

Служба судебных приставов одна из древнейших систем исполнительного законодательства. Судебный пристав как должностное лицо, обеспечивающее вызов в суд участников процесса и исполняющее судебные решения, был известен еще древнерусскому судоустройству. В памятниках русского права лиц, замещающих эту должность, называли отроками, мечниками, детскими, подвойскими и так далее. В московский период Российского государства, служба судебных приставов в России часто претерпевала свое реформирование. Как итог этого процесса в целом – была возрождена традиционная для России структура в том или ином виде действовавшая в стране с 16 века и получила свое юридическое закрепление Указом Екатерины II в 1782 году. Столетием позже, в ходе судебной реформы начавшейся в 1885 году в России Институт судебных приставов в государственной иерархии занял своё значимое место.

Александр II
Реформа 1864 года, проведенная Александром II, изменила ситуацию. Именно тогда решено было возвратить институт судебных приставов, существовавший в то время уже во многих европейских государствах. Более того, была даже образована система приставов: частные становые, городские следственные приставы, в том числе судебные. От остальных последние отличались тем, что наряду с обязанностями, связанными с деятельностью суда, они должны были осуществлять привод, оповещение, а также взыскание денег с должников до решения суда, полномочия по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе по исполнению распоряжений председательствующего в судебном заседании, а также несению некоторых других обязанностей по обеспечению нужд судов.

Штатная численность судебных приставов при каждом судебном месте определялась соответствующим руководителем. В среднем - 12 - 18 приставов на губернию. Сравнительно небольшое, по сегодняшним меркам, количество судебных приставов легко объяснимо. В соответствии со ст.189 Устава уголовного судопроизводства наряду с судебными приставами приговоры в части денежных взысканий, а также решений суда по вознаграждению участников процесса за вред или убытки возлагались на волостных и сельских начальников, а также местные полицейские чины.

Судебный пристав так и не стал центральной фигурой в деле исполнения приговоров и судебных решений в части имущественных взысканий. Да, наверное, и не мог стать, поскольку круг его полномочий был сильно ограничен. Так, в обязанности судебных приставов, состоящих при кассационных департаментах Правительствующего сената и при судебных палатах, входило <сообщение тяжущимся повесток и бумаг, по делам, производящихся в сих местах, и исполнение действий, поручаемых им от первоприсутствующего в кассационном департаменте или председателем судебной палаты> (ст.321 УСУ). На судебных приставов, состоящих при окружных судах, кроме того, возлагалось исполнение судебных решений и некоторых других действий в пределах округа того суда, при котором они состоят. В число <отнесенных к их обязанностям действий> включались вызовы к торгам по имуществу несостоятельных должников (публикации в газетах, ведение торга с записью предложенных цен и оформлению покупки), арест имущества, задержание должника и другие подобные действия. На судебного пристава при съездах мировых судей возлагалось принятие на сохранение денежных сумм и других ценностей, передаваемых в качестве наследства, и отсылка их наследникам по решению суда.  

Подбор кандидатов на должность судебного пристава осуществлялся преимущественно из числа канцелярских служителей различных ведомств. По своему социальному происхождению они были разночинцы - дети чиновников, духовенства, мещан, унтер-офицеров и купцов. Назначение на должность осуществлялось председателем соответствующего суда. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно восьмого - десятого класса). При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности, печать судебного пристава (вначале на ней указывалось лишь название судебного органа, позднее эти печати стали именными и дополнялись именными бланками с угловым штампом и штампом входящей и исходящей документации и т.п.), три прошнурованные книги: учета входящей корреспонденции, учета исходящей корреспонденции и денежная приходно-расходная книга. В течение первого года службы для судебного пристава шел испытательный срок, и пристав именовался <исполняющим должность>. По истечении испытательного срока судебный пристав утверждался в должности.

Кандидат на должность судебного пристава был обязан внести залог в размере 600 рублей. Эта сумма служила гарантом возмещения возможных убытков, которые могли быть причинены неправомерными действиями пристава. Кроме того, он принимал присягу.

Судебный пристав 19 века
В соответствии с действующим тогда законом судебный пристав не мог поменять место жительства без разрешения председателя суда, при котором состоял. Что же касается денежного довольствия, то у судебного пристава был самый маленький среди чинов канцелярии оклад содержания. Вместе со столовыми и квартирными судебный пристав окружного суда получал в год 600 рублей.

Декрет о суде от 24.11.1917 года № 1, упразднив общие судебные Установления, приостановил действующий в то время институт мировых судей. Порядок в местных судах и других судебных органах обеспечивался сначала Красной Армией, а затем и местной милицией. На протяжении последующих восьмидесяти лет в России, функции по обеспечению порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса возлагаются на советскую милицию. Тогда только в четырех бывших союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии и Литве), уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества, экономические преобразования, реформа правовой системы поставили перед органами исполнения судебных решений в части имущественных взысканий новые задачи. К этому добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Возможности судебных исполнителей не позволяли обеспечить разрешение этого комплекса проблем. Существенные политические и социально-экономические изменения, экономический спад, рост задолженностей, неплатежей и, как следствие, увеличение судебных исков, обнаружили низкую эффективность деятельности судебных исполнителей, состоявших до 1997 года при судах. Назрела необходимость для разработки законопроектов Минюстом России совместно с Верховным судом РФ и Высшим Арбитражным судом РФ. Итогом законодательной деятельности стало возложение функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению их решений на Службу судебных приставов Минюста России, учрежденную федеральными законами от 21.07.1997 года № 118 ФЗ «О судебных приставах» и № 119 ФЗ «Об исполнительном производстве». Вступление в законную силу этих федеральных Законов послужило возрождению и формированию новой структуры в Министерстве Юстиции Российской Федерации - Службы судебных приставов.

1 ноября 2009 года. В России впервые отмечен новый профессиональный праздник — День судебного пристава. Он был учрежден указом президента России Дмитрия Анатольевича Медведева № 1019 от 8 сентября 2009 года. Дата учреждения праздника выбрана не случайно. Нынешняя Федеральная служба судебных приставов является наследником тех правовых традиций, которые заложились 145 лет назад в результате судебной реформы российского императора Александра II. 19 октября (1 ноября по новому стилю) 1865 года были подписаны положения, устанавливающие очередность введения судебных уставов.

Амурская служба судебных приставов на страже государственных интересов

В.И. Янковский
В Управлении Министерства юстиции по Амурской области Служба судебных приставов-исполнителей была образована 27 апреля 1998 года приказом № 137 начальника Управления Леонида Фёдоровича Гаврилюка. Именно с этого времени приступили к работе, назначенные на должности Службы судебных приставов-исполнителей при Управлении юстиции по Амурской области первые семь специалистов. Это - и.о. главного судебного пристава – заместитель начальника Управления юстиции В.И. Янковский, главный специалист О.В. Погорелова, ведущие специалисты И.М. Магула и С.А.Антонова, специалисты первой категории О.В. Березовская (Могильник), В.М. Байда и Н.А. Рожкова. В числе «первопроходцев» в аппарате Управления также была Елена Павловна Колесникова.

Е.М. Луцевич
Одновременно формировались и комплектовались штаты двадцати четырех подразделений, которые сегодня работают во всех городах и районах Амурской области.

Л.В. Прохожева






9 октября 1998 года впервые на базе Белогорского подразделения, в соответствии с приказом начальника Управления юстиции №336 судебные приставы структурных подразделений: Белогорского, Бурейского, Октябрьского, Константиновского, Мазановского, Магдагачинского, Октябрьского, Свободненского, Шимановского районов, в торжественной обстановке были приведены к присяге судебного пристава.

Все годы, с момента образования Амурской службы судебных приставов, все успехи и тяготы работы до сих пор делят со своими коллегами их руководители:
Василий Иванович Белов (МОСП по г. Белогорску и Белогорскому району), Елена Михайловна Луцевич (ОСП по Бурейскому району), Любовь Владимировна Прохожева ОСП по (Ромненскому району), Татьяна Геннадьевна Осадчая (ОСП по Мазановскому району). Елена Владимировна Буйдинова (ОСП по Тындинскому району). До сих пор они являются активными наставниками и щедро делятся накопленным опытом, знаниями с молодежью, которая составляет 30 % от общей численности работающих.

Т.Г. Осадчая

Самых добрых слов заслуживают сотрудники, которые внесли наибольший вклад в дело становления и развитие службы судебных приставов в Амурской области.

О.В. Погорелова, Е.А. Кравцова
До настоящего времени, с тех пор как в 1998 году был издан приказ о создании службы судебных приставов в Амурской области, продолжают трудиться:
Екатерина Андреевна Кравцова, Елена Павловна Антаренко, Елена Олеговна Боднарчук, Зинаида Михайловна Сорова, Ольга Константиновна Лупеко, Екатерина Борисовна Голайдо, Виктория Николаевна Лобода, Татьяна Анатольевна Нечаева, Наталья Николаевна Положай, Светлана Васильевна Лизунова, Елена Владимировна Зайченко, Оксана Николаевна Котенко, Галина Илларионовна Шабанова, Елена Викторовна Гальцева, Светлана Анатольевна Кириллова, Тамара Викторовна Петрухина. Елена Владимировна Зенкина, Дмитрий Петрович Тонких, Евгений Николаевич Яицкий, Оксана Викторовна Погорелова, Надежда Александровна Рожкова, Борис Анатольевич Набока.

Большой вклад в становление коллектива внесли ветераны службы судебных приставов, которые находятся на заслуженном отдыхе, это: Александра Дмитриевна Безмагорычная, Ирина Ильинична Канищева, Валентина Николаевна Кононова, Зинаида Федоровна Золотухина, Галина Михайловна Ваулина, Любовь Константиновна Исущенко, Светлана Михайловна Злобина, Галина Петровна Губа, Любовь Алексеевна Токаренко, Валентина Александровна Бородина, Айджан Садуакасовна Лобанова, Мария Александровна Бондарь, Татьяна Викторовна Кибина.

В.П. Демидов
Тогда же, в 1998 году, был назначен первый руководитель Службы судебных приставов-исполнителей в Амурской области – Владимир Павлович Демидов. Им была организована первоначальная работа по формированию службы судебных приставов: подбор, расстановка кадров, общее обеспечение службы. В кратчайшие сроки была организована установка компьютерной техники для всей службы, а для ее сотрудников приобретено обмундирование.

В.П. Колесниченко
В 2001 году произошла смена руководства Службы. С 20 сентября её возглавил Валерий Павлович Колесниченко, который организовал активный руководящий состав и создал дружный, работоспособный коллектив, справляющийся с задачами любой сложности. Большой заслугой руководства является то, что в трудные годы экономических потрясений, за счёт создания более цивилизованных условий труда, здорового морально-психологического климата в подразделениях, ему удалось выполнить главное – сохранить интеллектуальный потенциал и избежать значительного оттока квалифицированных кадров.

В 2004 году была реорганизована система Министерства юстиции, и Служба судебных приставов-исполнителей в Приамурье, как и в других субъектах Российской Федерации была выведена в самостоятельную структуру и стала называться Управлением Федеральной службы судебных приставов по Амурской области.

Сегодня служба судебных приставов Амурской области представляет собой разветвленную, хорошо организованную административно-территориальную структуру, в которой слаженно работают более 700 человек. Управление тесно сотрудничает с контролирующими и правоохранительными органами, с Правительством Амурской области, городским и районными администрациями.

За 12 прошедших лет структура Управления существенно изменилась. Судебным приставам приходится исполнять решения по многим отраслям: сельскохозяйственные предприятия, жилищно-коммунальный и топливно-энергетический комплекс и другим; постановления налоговых органов о взыскании недоимок, долгов, выполнение функций по взиманию административных штрафов милиции, технической и рыбной инспекции.

С каждым новым отрезком времени на службу возлагаются все новые полномочия. Сегодня она ведет борьбу с административными правонарушениями одиннадцати видов, предусмотренными новым «Кодексом РФ об административных правонарушениях». Кроме того, она может расследовать уголовные дела по преступлениям против правосудия.

2002 год.
Сотрудники УФССП по Амурской области.
В 2001 году Федеральным законом Российской Федерации был утвержден новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу с 1 июня 2002 года и которым, абсолютно закономерно, Служба судебных приставов наделялась полномочиями по организации и производству дознания по преступлениям против правосудия. В этой связи Минюстом России был издан ряд руководящих документов, призванных в полной мере обеспечить функции дознания в Службе судебных приставов субъектов Российской Федерации. В 2007 году, в связи с изменениями Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации произошло расширение штатной численности Службы. С этого времени в городских и районных отделах судебных приставов появились первые приставы-дознаватели. В числе первых приставов-дознавателей подразделений Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, которые внесли свой весомый вклад в производство дознания: Виктория Александровна Шмаргалова (судебный пристав-дознаватель МОСП по городу Белогорску и Белогорскому району), Владимир Викторович Дятлов (судебный пристав-дознаватель отдела судебных приставов по Шимановскому району), Олег Александрович Антонюк (судебный пристав-дознаватель МОСП по городу Райчихиеску и поселку городского типа Прогресс).

2007 год.
Участники коллегии УФССП по Амурской области.
С 1 февраля 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве», что значительно расширило возможности воздействия на должников. Закон наделил полномочиями судебного пристава-исполнителя в определенных случаях более оперативно, без обращения в суды самостоятельно решать возникшие вопросы о приостановлении и прекращении исполнительного производства. Новым законом повышена ответственность за невыполнение законных требований должностных лиц службы судебных приставов, а также воспрепятствование осуществлению их деятельности.

Служба судебных приставов в наше время - необходимый атрибут государственной власти в городах и районах, наряду с органами прокуратуры, судами органами внутренних дел. По мере развития и роста службы дополняются и усложняются полномочия судебных приставов, а проблемы приставов вытекают из задач, которые им приходится решать. Но проблемы эти не только приставов, но и всего общества.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 00:31 / 03 апреля 2016 22:03

Версия для печати